ХахитинцыКак известно, горцев – мусульман в царскую армию не призывали. Но с началом Русско-японской войны, в конце января 1904г. Царское правительство приняло решение «вызвать добровольцев из числа горцев, не несущих воинской повинности».

Сохранилась копия архивного документа со штампом Управления Даргинского округа о призыве добровольцев из Хахита на русско-японскую войну с датой 17 марта 1904года.

В список вошли Кади Мусаев (1876 года рождения), Гаджимагомед Мусаев (1880 г.р.), Каймараз Махдилаев  (1885 г.р), Исмаил Умалатов 1868 г.р.), Гасан Ахмедов (1874 г.р.) и Уцуми Уцумиев (1883 г.р.) Служили они в кавалерийском полку. Воевали храбро и все они вернулись в село  живыми. Некоторые из них имели высокие правительственные награды.

Участники  Венгерских событий (1956г.)

Участники Венгерских событийВ октябре 1956г. В составе советского воинского контингента в Венгрии приняли участие хахитинцы Сатимхан Ахмедов (1935-2002г) и Мухтар Алиев (1936-2002г)

Тайны древних городищНа хахитинской земле расположены останки двух древних поселений – «Амил  росо» (аул Ами) и «Биххараб росо» (Разрушенный аул). Они еще не изучены, но случайно найденный подъемный археологический материал дает нам  основание, что он входит в широкую рамку: от VIII – X вв. до XV – XVIIв.

Амил росо имеет GPS  - координаты (+ - 6м): N=42.28.054. E=044.15.152, H = 1561м. над уровнем моря. Другое городище Биххараб росо тоже расположено, примерно, на такой же высоте над уровнем моря.

- Несомненно,  оба хахитинские  раннесредневековые городища представляют большую научную ценность и нуждаются в изучении, - директор научно-производственного центра «Дагестанская археологическая служба» (ООО НПЦ «ДАРС»), кандидат  исторических наук Р.Г. Магомедов, который в 2008г. Побывал на место их расположения.

16 Сентября 2010г в доме культуры МО село  Хахита Левашинского района в торжественной обстановке проводили на пенсию бессменного руководителя колхоза (СПК) «Победа» на протяжении последних 35 лет, Керимова Магомеда Хизриевича.

Поздравить пенсионера прибыли: глава МР «Левашинский район»  Магомедгаджи Магомедов, заместитель Председателя правительства РД Марат Шихсаидов,  председатель районного собрания депутатов МР «Левашинский район»  Магомед  Багандов и много другие почетные гости. Это было не рядовое событие провода человека на пенсию, а значимый акт  республиканского масштаба, уходил на покой руководитель хозяйства, чей трудовой подвиг высокого был отмечен государством.

За свой ратный долголетний труд Магомед Хизриевич  был отмечен  высшей наградой Родины – звание Героя Социалистического труда, отмечен двумя орденами Ленина, орденом Знака Почета, один из первых в республике получил высшую награду РД – «Орден за заслуги перед Республикой Дагестан».

В трудах дагестанских ученых Р.М. Магомедова, А.Р.Исмаилов и др. мы находим ссылку на один любопытный исторический документ, датированный  905г. хиджри (1499). Он носит название «Предание о золотом луке»,  где сохранилось первое письменное упоминание о Хахита.

Участие хахитинцев в разгроме войск Надыр-Шаха

Весной 1741г.  Владетель Ирана Надыр-Шах  в ходе неудачного покорения Дагестана направили 20 тысячное войско под командованием своего зятя  Ганихана в сторону Хунзаха через Аймакинское ущелье. По пути  персы разорили несколько сел  Левашинского плато: Леваши, Кутиша, Н-Чугли, Хахита, А-Чугли и подошли к местности «Жужуки» недалеко от села Аймаки.

Мужчины этих разоренных сел стали большими группами сливаться в войсковое объединение ополченцев Аймаки под командованием Кади. Есть еще предания, что среди них были и женщины, переодетые в мужскую одежду. Несколько дней продолжалась  кровавая битва,  в которой войска Надыр-Шаха была наголово разбита, а их предводитель Ганихан был убит.

В разных уголках нашей планеты встречаются огромное количество наскальных изображений. Не исключение в этом плане и Дагестан. Многие изучены учеными. Выгравированные на скалах, в пещерах, а  также на отдельных камнях, эти знаки таят в себе много тайн. По отношению к ним мнения ученых расходятся. Некоторые считают эти символы астрономическими календарями древних земледельцев.

«Очень трудной является проблема хронологической оценки возраста древних астрономических календарей. Они появились далеко до появления мировых религий... Появились они до возникновения  письменности».

Еще до 60-х гг.  XX в. признание культурного наследия прошлого времен дооктябрьского периода в Дагестане рассматривалось как правление национализма и панисламизма.

Надо признать, Ислам способствовал распространению письменности в Дагестане, развитию культуры и общественно-политической мысли. Примечетские школы ни только обучали  религии, но и давали хорошие знания по математике, физике, астрономии, философии, логике.

Как и многие народы Дагестана, хахитинцы тоже получали знания в известном далеко за пределами Левашинского плато медресе Хадулава — кади. Селение славилось известными богословами и алимами. Надо отметить, сам Хадулав — кади в юности обучался у признанного арабиста и правоведа  Абубакара из Аймаки. Они вместе окончили известный в арабском мире университет «Низамият» в Багдаде (Ирак).

КолхозНачиная с 1923г. все шире развернулось кооперирование земель в с. Хахита. Важную роль сыграла крестком - комитет общественно взаимопомощи. Он был первичным ступенью  образования колхоза в селе.  в те же 20-е годы в селе организовали товарищество совместно обработки земли (ТОЗ). Следуя курсу XV съезда ВКП(б),

Обкома ВКП(б),  ДагЦИКа "О кооперации", 19 августа 1936г., в селе организовали колхоз. Был избран первый председатель колхоза. Им стал Али Алибеков. Создали 6 бригад.  Было добровольно отдано колхозу 160 волов, столько же плугов, десятки подвод и много другого инвентаря. Овец насчитывалось 600 голов, пахотная земля составляла более 30 га.

Имим ШамильБудущий имам Дагестана и Чечни посвятил себя учебе с детских лет. Его учителями были Саид Араканский, Джамалудин Казикумухский и др.
В юности Шамиль учился и в Хахита у известного алима  Хадулаева — кади. Согласно преданиям, этот период относится к 1813-1814гг., в связи, с чем общественность села скоро отметят большую дату — 200 летие пребывания имама Шамиля в Хахита.

Есть многочисленные факты, подтверждающие, что еще юности Шамиль проживал в  доме — медресе самого Хадулаева — кади. Сегодня в домах наследников арабиста из Хахита как дорогие  реликвии сохранились полка для книг и гарас (вешалка для развешивания  кухонной утвари), сделанные руками Шамиля. Об устных народных преданиях, о Шамиле можно говорить в отдельном издании, о чем ни мало сказано в обеих книгах «Хахита и хахитинцы» под редакцией М.З. Нуцалханова.

26 апреля 1868г. Было утверждено положения о сельских  управлениях Дагестана. Новое положение значительно снизило роль сельского джамаата, т.к. проблемы сельской общины  решали не все взрослые мужчины села, а лишь по одному представителю от дома (дыма).

Из перечня сельских обществ Даргинского округа, образованных по положению о сельских обществах Дагестанской области 1868г. ,а равно всех селений и входящих в состав их отселков за 1901г. (Ф.21.ОП.З.Д. №6, №44 ЦГА РД).

Название селения – Хахита.

Общество – Хахитинское.

Общее число домов  (дымов) - 180.

Душ мужского пола – 276.

Душ женского пола- 329.

Обоего пола- 605.

26 апреля 1868г. Было утверждено положения о сельских управлениях Дагестана. Новое положение значительно снизило роль сельского джамаата, т.к. проблемы сельской общины решали не все взрослые мужчины села, а лишь по одному представителю от дома (дыма)

Из перечня сельских обществ Даргинского округа, образованных по положению о сельских обществах Дагестанской области 1868г. ,а равно всех селений и входящих в состав их отселков за 1901г. (Ф.21.ОП.З.Д. №6, №44 ЦГА РД)

Название селения – Хахита.
Общество – Хахитинское.

Общее число домов (дымов) - 180
Душ мужского пола – 276.
Душ женского пола- 329.
Обоего пола- 605.

Нижнее Чугли